Поиск по сайту

Статистика


Урок на тему: "Железнодорожный транспорт"
Урок на тему: "Железнодорожный транспорт"
 
Цели и задачи урока:
  • Актуализировать знания студентов о зонах (местах) повышенной опасности на железнодорожном транспорте.
  • Закрепить знания учащихся правил безопасного поведения при поездке в поезде и правил безопасного поведения на пристанционных территориях.
  • Формировать умения быстро и правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте и на пристанционных территориях.
Оборудование: Лицензионный диск «Школа выживания». Плакат «Железнодорожная катастрофа.»

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Работа над новым материалом.
Современная жизнь сопряжена с многочисленными ситуациями на дороге, где люди выступают в качестве пешеходов или водителей. Характер отношений между ними напрямую зависит от того, как они выполняют установленные правила дорожного движения.
Водители часто жалуются, что пешеходы провоцируют возникновение дорожно-транспортных происшествий. Пешеходы, в свою очередь, упрекают водителей в отсутствии культуры вождения. В итоге взаимное восприятие пешеходов и водителей напоминает известный анекдот: Человек переходит дорогу в непредусмотренном месте и замечает, что к нему быстро приближается автомобиль. «Не трамвай, объедет», – подумал пешеход. «Не столб, отойдет», – решил водитель.
  1. Правила безопасности в городском общественном транспорте
(Обсуждение каждого пункта правил со студентами.)
Во время поездок в городском общественном транспорте пассажиру необходимо соблюдать следующие правила:
1. При возникновении какой-либо опасной ситуации в первую очередь действовать по указанию водителя трамвая или троллейбуса.
2. Не выходить из вагона, когда водитель переводит стрелку.
3. Не прыгать в трамвай (троллейбус) на ходу;
4. Выходить из трамвая (троллейбуса) следует осторожно, чтобы не попасть под движущийся транспорт;
5. При нахождении около дверей остерегаться ушибов рук дверями подвижного состава;
6. Не высовываться из окон, опасаясь быть задетым движущимся транспортом или каким-либо препятствием;
7. Запрещается разговаривать с водителем во время движения.
В случае пожара в автобусе, трамвае или троллейбусе необходимо:
1. Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам;
2. Потребуйте остановиться и открыть двери. Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов;
При необходимости используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна. Если надо, выбейте ногами стекла. В транспорте обычно имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукой. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим или произойти замыкание высоковольтной электросети;
3. Немедленно по телефону или через водителей проезжающих машин сообщите о пожаре в пожарную часть, окажите посильную помощь пострадавшим.

 
2. Основные правила безопасности в метро
Прежде всего важно уяснить, как вести себя на эскалаторе, перроне, в вагоне и при остановке поезда в тоннеле, при пожаре. Если, находясь на эскалаторе, вы не держитесь за поручень, то при экстренной остановке машины инерция движения бросит вас вперед. Вдвое-втрое увеличится скорость спуска у того, кто бежал по эскалатору. Человек, сидящий на ступенях, имеет все шансы не только застрять краем одежды, но и нырнуть головой вниз.
Если вы что-то уронили, лучше не пытаться лавировать среди ног пассажиров. Дежурный обязан остановить машину, и вы соберете свои вещи.
Если вы заметили бесхозный чемодан, сумку, коробку, – обратитесь к работникам метро или милиционеру.
Рассмотрим основные правила безопасности в метро.
1. При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держаться за поручень, проходить с левой стороны и не задерживаться при сходе с него.
2. На платформе в ожидании поезда пассажирам следует размещаться равномерно по длине поезда.
Запрещается:
1. Заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда.
2. Сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе.
3. Спускаться на пути и ходить по ним.
4. Открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей на остановках.
5. Курить на станциях и в вагонах.
6. Провозить пожароопасные, взрывчатые, отравляющие и ядовитые вещества и предметы, бытовые и газовые баллоны.
Особую опасность в метро представляют пожары.
Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через носовой платок. Оставайтесь на месте, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию, выходите без давки, сохраняя спокойствие и выдержку.
Не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном – это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.
Чтобы не возникали экстремальные ситуации в метро необходимо соблюдать правила безопасности.
3. Железнодорожный транспорт
(Просмотр фильма с диска. Работа с плакатом)
Чтобы не стать жертвой железнодорожного транспорта, необходимо соблюдать правила безопасности:
1. При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 метров к крайнему рельсу.
2. На электрифицированных участках не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам.
3. Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами.
4. Не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки.
5. Не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по ней рядом с вагоном прибывающего поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения состава. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.
Во время столкновения ухватитесь за выступы полок или другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм.
При переворачивании вагона крепко держитесь руками, упритесь ногами в верхнюю полку, стену, закройте глаза, чтобы избежать попадания в них осколков стекла. После того как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Как можно быстрее сообщите о катастрофе на станцию.
В случае возникновения в поезде пожара немедленно сообщите об этом проводнику, громко, отчетливо и спокойно объявите пассажирам о случившемся.

3. Закрепление пройденного материала.
Давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал. Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы должны предсказать и увидеть, что опасного может произойти.
- Переход к платформе по железнодорожным путям (возможность попасть под поезд, попав в вихревой поток);
- подлезание под вагонами (возможность быть задавленным трогающимся поездом);
- человек стоит на краю платформы (возможность попасть под поезд, попав в вихревой поток);
- ценные вещи, деньги и билеты оставлены без присмотра на видном месте (возможность спровоцировать воров на кражу);
- багаж, лежащий на самом краю верхней полки (при движении может упасть и травмировать пассажиров);
- пассажир поезда, который на станции ушел далеко от поезда (может отстать от поезда или при попытке сесть в поезд на ходу – получить травму);
- запах дыма в вагоне (возможен пожар, действовать надо по обстановке).

4. Итог урока.
О чём сегодня шла речь на нашем уроке?Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасного поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как надо действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились с правилами безопасного поведения на пристанционных территориях.

 
Категория: Публикации | Добавил: Юрий (10.03.2012)
Просмотров: 3654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar