Поиск по сайту

Статистика


Алгоритм подготовки классного часа
Алгоритм подготовки классного часа.


Классный часэто гибкая по своему составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.





1.Определение темы, целей и задач (актуальность, возрастные особенности учащихся).

Пример:
Тема: "Мы за здоровый образ жизни!"
Цель: формировать активное противодействие вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
Задачи: Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей. Содействие формированию здорового образа жизни. Воспитание психически здорового, социально развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Заинтересованность детей в проведении классного часа является показателем актуальности. С этой целью можно прововести предварительный опрос или анкетирование.
Необходимо принимать во внимание какую информацию учащиеся уже знают по данной теме.
2.Отбор материала с учетом поставленных целей и задач.
Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на основе требований к содержанию классного часа: актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностями, образность и эмоциональность, логичность и последовательность.
3.Составление плана (проекта) подготовки и проведения: выбор формы, определение жанра, отбор методов, приемов, средств.
Структура классного часа:

Вступительная часть (5-7 минут). Цель:
  • мобилизация внимания, проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека, определение цели классного часа,
  • эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу.
Основная часть (время не регламентируется). Цель:
  • Рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии с целями, задачами и функциями классного часа.
Заключительная часть (время не регламентируется, но нельзя затягивать). Цель:
  • Подведение итогов разговора, работы.
  • Создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором.
  • Побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса. 
Хорошо, если разговор перейдет в русло практических дел. Не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить основного содержания.

Для составления плана может использоваться следующая таблица:

Номер
Название
Содержание
Используемые материалы, оборудование.
Примечание
1.
Например:
игра
"Кто я?"

Описание последовательности действий, факты, слова и т.д.
Пример:
Презентация "Здоровое питание",
Слайд 6 "Статистика",
просмотр фильма "Они сражались за родину,
ватман и фломастеры
Кто может помогать в проведении конкурса, что необходимо проверить или на что обратить внимание и т.д.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:
1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);
2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);
3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);
4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);
5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);
6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);
 7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);
8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);
9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);
10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);
11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);
12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);
13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);
14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);
15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);
16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);
17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);
18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);
19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);
20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

4.Определение роли и позиции своей и учащихся в подготовке и проведении классного часа.
Привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме.
В социально-педагогической работе часто подготовка к классному часу играет большую роль чем само его проведение.
5.Определение целесообразности участия в классном часе родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов, гостей.
На которых классных часах перед учащимися выступают приглашенные гости или родители. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь в том случае, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, необходимо создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительная беседа с приглашенными (об особенностях классного коллектива,  советы по содержанию и форме выступления). Вместе с тем педагог подготавливает к встрече и самих учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему общению, рассказывая о достоинствах гостей.
Важно учитывать какую позицию займут родители и учителя, так часто классный час перерастает в проблему "Родители и дети".
6.Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора.
Важную роль играет подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора.
7.Выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.
По итогам проведения классного часа у учащихся должен остаться "результат", который можно будет проверить в дальнейшим. Это может быть изготовление вещей (плаката, игрушки) или выработка норм поведения (правила).
8.Продумать критерии оценки результативности классного часа

При диагностике результативности следует фиксировать изменения личности ребенка, которые могут свидетельствовать об эффективности воспитательного процесса.
Важно сделать так чтобы учащиеся сами понимали каких результатов они достигли. Это можно провести в виде опроса или викторины, творческого задания, рисунка и т.д. Важно помнить, что оценку своей работе ставит ученик себе сам и эта оценка должна быть проанализирована (Опрос "Что получилось?", "В чем были трудности?")
Категория: Социальная педагогика | Добавил: Юрий (18.06.2012)
Просмотров: 16243 | Теги: Классный час, алгоритм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar